Сайт разработан в соответствии со статьей 29 закона «Об образовании в РФ»

Версия для слабовидящих

Сеть сайтов образовательных учреждений Республики Ингушетия sites.sokori.ru

Редактировать

Программа развития

                  

Рассмотрено на                                                                                                                                                                   Утверждаю

Педагогическом совете                                                                                                                                                        Директор школы

Протокол №1 от 30.08.2013 г.                                                                                                                                             ________  Котиева Т.Н.

 

 

Программа развития ГКОУ «СОШ №2 с.п.Плиево»

на 2013 – 2017 учебный год

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Паспорт программы развития школы……………………………………....

2. Информационная справка ……………………………………..                    

3. Проблемный анализ результатов учебно-воспитательного процесса, 

    основных способов их достижения…………………………………………

4.  Миссия, направления, цели и задачи реализации программы развития

    школы……………………………………………………………………...... 

5. Концепция новой школы…………..………………………………………. 

6. Предполагаемые результаты реализации программы развития школы.... 

7. Предварительные расчеты по ресурсному обеспечению программы

    развития школы…………………………………………….……………….. 

8.  Этапы реализации программы развития школы…………………………..

Приложения:

1.  Образ выпускника школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе                                                                                         

2.  Содержание и организация образовательного процесса                           

3.  Приоритетные направления реализации программы на 2013-2017 год  

4.  Профессиональное развитие педагогического коллектива                       

5.  Структура управления  школой                                                                                                                                                              

 

I. Паспорт программы развития школы

       Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления его развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, способную к саморегуляции и к самосовершенствованию.

         Программа развития школы является  основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными  нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательных учреждений на территории РФ Республики Ингушетия

        Программа развития школы – нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерий эффективности, планируемые конечные результаты.

       Программа разработана в соответствии со следующими основополагающими документами для принятия решения о разработке программы

-    Конвенцией о правах ребенка;

-    Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

-    Законом РФ «Об образовании»

-   Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.;

-   Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия до 2020 г.;

-  Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №  1089;

-   Концепции развития системы образования Республики Ингушетия  «Новая школа »;

-   Стратегии развития государственной системы образования  с.п.Плиево до 2020 года

 

- Статьи 41 Типового положения об образовательном учреждении (от 19.03.2001 г. № 196);

- с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

-  Приоритетным национальным проектом «Образование»;

-  федеральной Программой развития образования;

Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

 

Разработчики Программы.

Директор-Котиева Т.Н.,заместители-Евлоева М.А-В,Ажигова Э.М.,Плиева А.Х.

Заказчики программы.педагоги,учащиеся,родители

Ответственные лица за реализацию программы:

Заместители директора школы: Евлоева М.А-В,Ажигова Э.М.,Плиева А.Х.,Осканова Ф.К.

Заместитель хозяйственной части: Котиев А.Н.

Руководители школьных методических объединений:

Местоева З.М.,Ведзижева М.Л.,Ведзижева М.Х.,Плиева А.Х.,Осканова Ф.К.,Ажигова Э.М.

Руководитель  программы: Директор Котиева Т.Н.

Юридический адрес школы:386124,РИ.Назрановский район,с.п.Плиево,ул.Осканова,94

Электронный адрес школы:

School2_0412@bk.ru

 
 

Исполнители Программы:

Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность

Научно-методические основы Программы.

Источники финансирования:

Местный бюджет и внебюджетные средства

 

Основные этапы и формы обсуждения и принятия Программы.

1. 2011-2012г. –переход из режима функционирования в режим развития

2. 2012 г.- изучение направлений модернизации российского образования;

 

При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах.

научно-методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по формированию компетентностной  личности, по осуществлению компетентностного подхода в образовании.

2. Цели программы:

  -  Совершенствование  школьной социокультурной образовательной среды в условиях модернизации образования,  содействующей становлению каждого учащегося как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к постоянному совершенствованию себя; самоактуализации, саморазвитию, самореализации и самообразованию всех участников образовательного процесса.

    -Создание оптимальной модели общеобразовательной школы, способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем  обновления структуры и содержания образования, развития  практической направленности образовательных программ.

               

      

Задачи Программы:

-   обеспечение прав ребёнка на качественное образование;

 

изменение методов, технологий обучения, расширение  информационно- коммуникационных технологий,   способствующих  формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению;

-  формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;

-  широкое использование современных форм обучения и  воспитания, образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, позволяющих наилучшим образом задействовать творческий потенциал педагогического и ученического коллективов;

-  обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации; формирование у обучающихся профессионального и жизненного самоопределени

-  развитие здоровьесберегающей и безопасной среды в школе;

-  повышение эффективности государственно-общественного          управления, роли родителей, общественности и социума в  решении  задач развития школы;

-   совершенствование  инфраструктуры школы, обновление      материально-технической  базы  в соответствии с необходимыми условиями, требованиями к организации современного качественного образования;

-   эффективное использование бюджетных и внебюджетных ресурсов для перевода школы в новое состояние, эффективность  затрат на обновление школы за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования;

-   развитие инновационной и мотивационной среды, способствующей непрерывному развитию профессиональной компетентности учителя

-  построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, городу, республике, России;

 

- совершенствовать организацию учебного процесса в целях   сохранения и укрепления здоровья обучающихся; 

- систематизировать работу по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения;

- развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации.

          4. Сроки и этапы реализации программы:

Реализация программы рассчитана на период с сентября 2013 г. по сентябрь 2017г.

     Первый этап(диагностико-конструирующий)(2013-2014г.г.) направлен на выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации современной школы, на  определение дальнейших  путей развития школы  в условиях   реализации приоритетного национального проекта  «Образование» и инициативы Президента «Наша новая школа».

 

      Второй основной этап(организационно-деятельностный) (2014-2016г.г.) направлен на осуществление  перехода образовательного учреждения в новое качественное состояние с учетом изменяющейся  образовательной среды.

 

     Третий обобщающий этап (2016-2017г.г.) предполагает анализ достигнутых результатов инновационной работы и определение перспектив дальнейшего развития школы. 

     5. Критерии эффективности реализации программы:

Основные критерии:

-  сохранение учебной мотивации (психологическое тестирование);

-  переход к компетентностному подходу в учебной деятельности (мониторинг индивидуальных достижений);

-  развитие творческих способностей школьников (мониторинг индивидуальных достижений);

-  учет индивидуальных достижений (портфолио достижений);

-  осознанный выбор жизненной карьеры (психологическое тестирование);

-  уровень воспитанности;

-  ценностные ориентиры и ценностные отношения;

-  здоровье школьников (мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся);

-  благоприятный психологический климат в ученических коллективах (психологическое тестирование);

-  создание единого информационного пространства школы (медиатека, школьный сайт, мониторинг использования программных продуктов)

Дополнительные критерии:

-  повышение качества знаний (анализ школьной документации);

-  положительная динамика побед школьников в различных интеллектуальных и творческих конкурсах (анализ результатов предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, участия в конференциях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях);

-  повышение интереса к инновационной деятельности школы в профессиональном сообществе (проведение семинаров, круглых столов, публикации по проблемам инновационной деятельности)

 

6. Управление программой:

       Корректировка программы осуществляется  Управляющим Советом школы, педагогическим советом и методическим советом школы.

        Управление реализацией программы осуществляется председателем УС школы, директором и заместителями  директора   школы.

 

II. Информационная справка о школе:

 1.     Численность учащихся - 789 

- из них:

в дошкольных группах-106

в начальной школе - 294

в основной школе - 293

в старшей школе - 96       

2.   Режим работы школы:

Школа функционирует в двухсменном режиме работы по 6-дневной рабочей неделе, 1 класс по 5-дневной рабочей неделе. Расписание уроков составлено по возможности согласно гигиеническим требованиям.  

 

 

в первую смену обучаются

1а,в,2в,4а,б8а,б,9а,б,10а,б,11а,б классы

во вторую смену обучаются

1а,г,2а,б,3б,4в,5а,б,6а,б,в,7а,б классы

Начало учебных занятий в 1-ой смене

8.00-

Начало учебных занятий во 2-ой смене

13.30

Продолжительность уроков в 1-11 классах,

45 минут

Продолжительность учебной недели в 1 классах

Пятидневная учебная неделя

Продолжительность учебной недели во 2-9, 11 классах

Шестидневная учебная неделя

Для дошкольных групп--       

 

пятидневная рабочая неделя

Продолжительность учебного года в 1 классах

33 учебные недели

Продолжительность учебного года во 2-8,10

9,11 классах

35 учебных недель

34 уч.недели

Продолжительность каникул:

 

  осенние

8 календарных дней

  зимние

12 календарных дней

 весенние

летние 1, 9,11 классы,

10 календарных дней

С 25.05

 2-8,10

классы

С 30.05

Для учащихся 1-х классов в феврале месяце

дополнительные недельные каникулы.

 

         Также в школе по расписанию обеспечивается занятость учащихся по интересам: индивидуальные консультации, работа кружков, секций, общешкольные творческие дела и дела классов. Система дополнительного образования школы используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника. В школе реализуются программы дополнительного образования детей по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, военно-патриотическое  

         В системе единого воспитательно-образовательного пространства школы, работа по дополнительному образованию направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.

                               На базе школы работают следующие кружки:

                                                                                                                                                                                    

         

Направления деятельности

Наименование

 кружков, секций, студий и т.п.

Название организации, осуществляющее работу кружка

Охват учащихся

1-4 кл.

5-9 кл.

10-11 кл.

Спортивное

 «Волейбол»

ГКОУ «СОШ № 2»

 

 

20

Художественно-эстетическое

«Художник»

 

«Выразительное чтение»

«Занимательный английский»

       «Танцы»

ГКОУ «СОШ № 2»

ГКОУ «СОШ № 2»

ГКОУ «СОШ № 2»

 

 

ГКОУ «СОШ № 2»

10

 

 

 

 

 

 

 

 

10

12

 

 

16

 

 

16

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Военно-патриотическое

«Историк- краевед»

ГКОУ «СОШ № 2»

 

 

10

15

 

Математическое

«Занимательная математика»

ГКОУ «СОШ № 2»

 

 

 

15

 

 

 

3. Число классов по ступеням.

 I ступень                                                          

(1-4 классы)  - 12 классов                                           

II ступень                                                        

(5-9) - 11 классов

III ступень

(10-11) – 4 класса

Итого:   27  классов-комплектов                                                                     

4. Характеристика педагогического состава на 2013-2014  учебный год.

              а) Всего педагогических работников –75 человек,

              в) Из общей численности работников имеют образование:

                   высшее образование - 54

                   среднее специальное  - 16человек

                    н/высшее-5

 

              

            г) Из общей численности работников имеют квалификацию:

                высшая категория - 13

                 I категория – 19

                II категория – 18

                Без категории -25

           д) Из общей численности работников имеют стаж работы:

                до 2-х лет – 13

                от 2-5 лет – 12

                от 5-10 лет – 6

                от 10-20 лет – 24

                более 20лет – 20

           е) Из общей численности работников находятся в возрасте:

                моложе 25 лет – 14

                25-35 лет – 22

                35-55 лет – 39

                Пенсионного возраста – 4

          ж) Из общей численности работников  имеют звания и награды

-Почетный работник общего образования Российской Федерации 12

          -Отличник Образования-2

-Заслуженный учитель РИ-4

-Учитель года РФ-1

  

 

   5.Состояние материально-технической базы

       ГКОУ «СОШ №2» с.п.Плиево имеет статус Государственного казенного образовательного учреждения  с правом реализации дошкольного образования.

Здание школы типовое, введено в строй в 1975 году и рассчитано на 320 ученических мест.

В школе имеются:

16 учебных кабинетов

подсобных помещений -2;

1спортивный зал площадью 290 м2,;

1 стадион с футбольным полем 0,1га

столовая - 54 посадочных мест;

1оборудованный компьютерный класс, оснащенный 16 персональными компьютерами, один  подключён к сети Интернет;

медицинский кабинет  и зубной кабинет;

1 библиотека 

объем основного фонда  -12т.495  экземпляров

     фонд учебной литературы –4т.946 экземпляров

художественной и методической литературы– 4024 экземпляра;

1кабинет бухгалтера

1кабинет директора

2 кабинета завуча

1 кабинет педагога-психолога;

      Материально-техническая база школы не в полной мере достаточна для решения задач модернизации образовательного процесса,не позволяет активно внедрять современные образовательные технологии обучения и воспитания.

        В ходе реализации Программы развития школы на период 2013-2015 гг.  планируется укрепление материально-технической, информационной базы  и обеспечение    учебных  кабинетов  современной компьютерной техникой, позволяющей выстраивать новые образовательные практики и технологии.  В ближайшие три года предполагается создать систему электронного  документооборота,  распространение практики использования  программного комплекса «Электронная школа» и электронных дневников  в администрировании управленческой деятельности. Школе предстоит построить такие партнерские отношения с общественностью,  родителями,  чтобы школа могла бы выполнять различные целевые программы и проекты. Необходимо разработать систему внутренних грантов, поддержки инициатив учеников, учителей  и родителей.  Финансовое обеспечение Программы предполагается осуществлять за счет средств окружного и муниципального   бюджетов, а также  внебюджетных средств.

 

 6. Характеристика контингента:

Всего  учащихся – 789

по национальному составу:

ингушей– 489 учащихся

чеченцев–3учащихся

мальчиков – 419(277/23) учащихся

девочек – 316(212/18) учащихся

по успеваемости в учебе:

 

Классы

Отл.

Хор.

% посещ

Кач. обучен.

% успев.

 

 

 

     

1-4

23

69

96

52

100

5-9

19

49

95

22,3

100

10-11

3

27

94

29

98

Итого

45

145

95,5

34

99

 

 

 

      

        Контингент обучающихся составляют школьники с 1 по 11 класс, дети, которые ежегодно поступают в школу

1 ступень (1 классы)

2 ступень (9 классы)

3 ступень (10 классы)

7. Статистика основных показателей работы школы   за последние три года(2010-2011уч.г., 2011-2012уч.г., 2012-2013уч.год.)

 

2010-2011

уч. год

2011-2012

уч. год

2012-2013

уч. год

Обучалось

 в начальной школе

 в основной школе

 в средней школе

611

241

305

65

616

246

288

82

644

255

291

98

Окончили учебный год на «5»

в начальной школе

в основной школе

в средней школе

 

32

22

10

-

 

38

25

13

-

 

44

23

18

3

 

Окончили учебный год

на «4»и «5»

в начальной школе

в основной школе

в средней школе

 

106

55

41

10

 

123

62

39

23

 

149

71

51

27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Характеристика содержания и организации деятельности социума

Социальные условия: жилой фонд микроучастка школы представлен как старыми так и новыми  домами в частном секторе

В школе обучаются дети и из других микроучастков

Созданию благоприятного климата в школе способствует :

-организация социальной и воспитательной деятельности в социуме, развитие различных видов сотрудничества взрослых и детей, содействие в развитии социальных инициатив, творчества, физического и нравственного совершенствования, различных видов самопомощи, а также оказание профессиональной помощи школьникам и их семьям в разрешении личных и социальных проблем.

 -работа по предотвращению правонарушений, своевременному выявлению и разрешению конфликтных ситуаций, предупреждению различного рода отклонений у детей и подростков, их реабилитации.  В компетенцию социального педагога школы ,входит контроль динамики посещаемости школьных занятий, успеваемости, материального и социального положения обучающихся «группы риска», в первую очередь детей из малообеспеченных семей, а также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Однако такой единицы в школе нет, его функции выполняет зам.директора по ВР

 

9. Организация образовательного процесса

          Учебный план школы – нормативный документ, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования.

         Учебный план школы составлен на основе  Базисного учебного плана Министерства образования и науки РИ, который включает в себя федеральный и региональный компоненты. В основе образовательного процесса- программы базового уровня, рекомендованные Министерством образования РФ на реализацию которых отводится время, указанное в Базисном учебном плане. Программы адаптированы к условиям школы.

         Учебный план школы разработан с целью сохранения единого

образовательного пространства,  реализации федерального и регионального компонента на основе приказа Министерства образования и науки РИ   «Об учебном плане общеобразовательных школ республики, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год» от 23 мая 2013 г, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений,  рекомендованного Министерством образования  и науки,что позволяет создать оптимальный уровень общей учебной нагрузки обучающихся.

         Перечень обязательных для изучения учебных предметов для каждой ступени  обучения полностью реализует Федеральный государственный образовательный стандарт образования и обеспечивает единство образовательного пространства РФ. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами   Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого.

         Учебный план удовлетворяет потребности обучающихся всех возрастных групп, предоставляет возможность изучать предметы на базовом уровне

         В соответствии с Лицензией и Уставом школы реализация образова -тельных программ осуществляется на соответствующих ступенях обучения:

        0 ступень – дошкольное образование с 2011г.;

         I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

         II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);

         III ступень – среднее образование (нормативный срок освоения 2 года)

         При проведении занятий по «Иностранному языку» (5-11 классы), «Русскому языку» (1-11 классы),  «Физической культуре» (10-11 классы) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости

25 человек и более.

         Таким образом, Учебный план соответствует Уставу школы, локальным актам, регламентирующим учебный процесс. В плане сохранены все компоненты, он являет собой целостное взаимосвязанное содержание, в котором распределение часов между предметами сбалансировано в соответствии со стандартом и профилем обучения.  Учебный план обеспечен необходимыми ресурсами.

          Учебный год в школе начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во 2-8-х и 10-х классах – 35учебных недель, 9-11-34учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года – 30 календарных дней, летом не менее 8 календарных недель.

            

               III.Проблемно-ориентированный анализ результатов учебно-воспитательного процесса, основных способов их достижения 

1.Общие сведения об организации учебно-воспитательного процесса

          Прием в школу осуществляется на основе заявлений родителей и действующего законодательства.

          Конкурсный набор отсутствует, детям старшего дошкольного возраста обеспечиваются равные стартовые возможности. Для детей, не посещающих детский сад, и для всех желающих работают в школе дошкольные группы              

          Информирование родителей детей до 7 лет о реализуемых образовательных услугах и возможностях получения педагогической,  психологической помощи обеспечивает возможность выбора образовательной программы, отвечающей индивидуальным особенностям ребёнка.

На начало 2013-2014 учебного года  в школе обучалось 644 учащихся.                    

Школа по своему статусу обеспечивает полное среднее образование.    

Потребности населения с.п.Плиево в получении полного (общего) образования полностью удовлетворяются.  

         Важнейшим средством повышения профессионального мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально, оперативно и творчески использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

         Поставленные перед коллективом задачи решаются через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и мотивированными обучающими -ся, коррекцию знаний обучающихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков детей, повышение мотивации к обучению у учащихся, а также ознакомление учителей с новой методической и педагогической литературой. Огромное значение  для раскрытия способностей каждого ребёнка, расширения опыта социального взаимодействия всех субъектов образовательного сообщества, пропаганды научных знаний и развития у обучающихся интереса к научной и исследова- тельской деятельности  имеет участие школьников  во Всероссийских олимпиадах.

         Для повышения эффективности функционирования системы методической работы с педагогическими кадрами администрация руководствуется требованиями практической направленности, научности и конкретности, системности и систематичности, оптимального сочетания различных форм  и методов работы.

        В методической работе школы используются  как классические, так и инновационные формы работы: заседания методических объединений, круглые столы, мастер-классы, открытые уроки, взаимопосещение уроков, работа по преемственности, предметные недели и т. д.

План работы составляется по направлениям деятельности учителей и охватывает все аспекты:

- диагностика знаний, умений, навыков;

- подготовка к итоговой аттестации и сдаче ЕГЭ;

- работа с мотивированными детьми;

- работа по профилактике  неуспешности в обучении;

- деятельностный и компетентностный подход;

- профориентационная работа;

- педагогическое проектирование;

- работа по обмену опытом;

- внеурочная работа, подготовка к олимпиадам, конкурсам;

- оформление школьной документации;

- повышение квалификации, аттестация учителей.

          В школе функционируют следующие  методические объединения:

           -методическое объединение учителей русского языка и литературы-  11 педагогов;       (руководитель МО –Местоева З.М.)

          -методическое объединение учителейингушского языка и литературы–4педагога; (руководитель МО –Ведзижева М.Х.)                                   

          -методическое объединение учителей начальных классов  15 педагогов; (руководитель МО –Плиева А.Х.)

          -методическое объединение учителей математики, физики и информатики  – 4 педагога; (руководитель МО –Ажигова Э.М.)

          -методическое объединение учителей истории и географии –5педагогов    (руководитель МО –Ведзижева  М. Л.)          

         -методическое объединение классных руководителей -27 педагогов; (руководитель МО –Осканова Ф. К.                                                                  

         В течение многих лет в школе трудится сплоченный педагогический коллектив, плодотворно формирующий личность, готовую к самоопределению и саморазвитию, обеспечивая право каждого школьника на получение образования в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Учителя школы объединены  предметными методическими объединениями, работают творчески, обладают гибкостью, подвижностью мышления, способностью реагировать на не предвиденные обстоятельства.

         Таким образом, педагогический коллектив школы характеризуется как достаточно профессиональный, обладающий соответствующими профессиональными, коммуникативными и информационными компетентностями, обеспечивающий адекватное решение профессионально значимых задач.  Профессионализм и педагогический поиск учителей школы создают необходимые условия для развития и движения вперед.

         Благодаря высокому уровню знаний учащихся школа пользуется заслуженным авторитетом у родителей, что подтверждается результатами анкетирования, а также ежегодным стабильным набором первоклассников. Все сказанное свидетельствует о позитивном отношении учащихся и их родителей к общеобразовательному учреждению –ГКОУ«СОШ№2»; авторитете школы в окружающем социуме.

         2. Анализ статистики образования в ОУ.

        Анализируя работу педагогического коллектива за последние  годы,  можно сделать вывод, что количество учащихся   школы остаётся стабильным. Все учащиеся получают аттестаты, как об основном полном образовании,  так и среднем образовании. 

        Сравнение результатов  диагностических  работ с итогами текущих и  административных работ, а также с итогами года свидетельствует об их соответствии.  

    В целом для школы характерно высокое качество образования. Обученность стабильно сохраняется  на допустимом и высоком уровнях.

         Количество отличников и обучающихся на «4» и «5» за последние  годы  также стабильно.

Образовательная ступень

2010-2011

учебный год

2011-2012 учебный год

2012-2013

учебный год

Начальная школа (1-4)

Всего - 241

«4» и «5»-55 23%

Всего - 246

«4» и «5» -62

32%

Всего -  255 

«4» и «5» -71

28 %

Основная школа (5-9)

Всего -305

«4» и «5»-41

  13%

Всего -288

«4» и «5» -39

 14 %

Всего - 291

«4» и «5» -51  

18%

Старшая школа (10-11)

Всего -65

«4» и «5»-10

 

Всего-82

«4» и «5» -23

28%

Всего -98  

«4» и «5» -27

28%

 

 

 

 

Итого:

Всего - 611

«4» и «5»-106

 

Всего - 616

«4» и «5» -123

20 %

Всего-644

«4» и «5» -149 23%

          Результаты государственной (итоговой) аттестации подтверждают уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственных образовательных стандартов. Совместная работа всех участников образовательного процесса в вопросах  обеспечения прикладного характера знаний позволяет выпускникам выбирать различные пути продолжения образования. Значительное количество выпускников по окончанию школы поступают в ВУЗы. С каждым годом увеличивается количество учащихся школы, поступивших в высшие учебные  заведения, что свидетельствует о качественной подготовке выпускников учителями школы и высокой мотивации учащихся на продолжение образования.

Динамика поступления в ВУЗы

Показатели

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Общее количество выпускников

27

38

56

Поступили в ВУЗы (всего)

18

30

31

Поступили в Ссузы

6

6

10

 

        Результативность участия в городских, окружных олимпиадах, конкурсах, конференциях

        В качестве внешней экспертизы образовательной деятельности школы свидетельствуют результаты участия в различных интеллектуальных состязаниях и конкурсах.

        Прослеживается динамика в количественном отношении принимающих участие в олимпиадах, включая дистанционные, конференциях, конкурсах, интеллектуальных играх.

 

                                                             

 

         

          

          

      

        

 

3.Позитивные изменения и проблемы  учебно-воспитательного  процесса школы.

         Стратегия модернизации российского  образования, разработка образовательных стандартов,  информатизация образовательной среды   определяют новые ориентиры в развитии  образовательного учреждения, помогают  создать организационно-экономические  механизмы  достижения поставленных образовательных целей.

        Программно-целевой подход  к управлению развитием образования помогает четко спланировать приоритетные направления деятельности школы, видеть перспективу развития образования, своевременно и эффективно решать возникающие проблемы.

          На основании вышеназванных документов были определены   приоритетные направления работы школы

 - развитие   ведущих компетентностей  учащихся на основе личностно-ориентированного подхода   на уроках и внеурочных мероприятиях;

- создание условий для психолого-педагогической поддержки  учащихся с проблемами в развитии;

 - создание  благоприятных условий для самопознания, саморазвития и самореализации учащихся;

-  взаимодействие с родителями,   общественными организациями, заинтересованными службами и ведомствами по вопросам образовательной деятельности школы.

            Администрация школы и педагогического коллектива в своей работе по решению названных задач  опирались на Закон РФ «Об образовании», Устав школы, методические письма и рекомендации МО РФ, республиканские, городские и внутришкольные приказы и другие документы, в которых определен круг вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

           Приведённые выше результаты работы школы, кадровое и

материальное оснащение школы, дают основания считать, что  коллектив  в основном успешно реализовал программный материал.  В течение этого времени ГКОУ «СОШ №2с.п.Плиево» успешно реализовывало заложенную в Программе концепцию новой школы -  адаптивную модель, решало задачи умственного, нравственного, социального и физического развития учащихся.     

         Каждому ребёнку были созданы необходимые условия  для его личностного развития, удовлетворения его потребностей и возможностей в получении образования.

       Процесс обучения строился на основе государственных программ, в которые были внесены небольшие изменения, направленные на наиболее полное удовлетворение потребностей учащихся и родителей.

 

        Одним из основных направлений деятельности школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Сущностью здоровьесбережения  является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов и приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни». 

      Основными задачами здоровьесбережения  являются:

- формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья;

- создание в школе здоровьесберегающей среды;

- информационное обеспечение процесса здоровьесбережения;

- применение в образовательном  процессе здоровьесберегающих технологий.

      Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни остаются актуальными для школы. При определении целей деятельности по здоровьесбережению педагогический коллектив исходит из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Педагогический коллектив школы  имеет  достаточный опыт работы в области здоровьесбережения:  учебный процесс  строится с использованием здоровьесберегающих технологий; принципы здоровьесбережения положены в основу учебно-воспитательной деятельности;  реализуется программа по здоровьесбережению.

      Материально-техническая база школы позволяет целесообразно организовать пребывание ребенка в школе и обеспечить качество образования и здоровьесбережения участников образовательного процесса: для учащихся и сотрудников работает спортивный зал,библиотека, столовая, медицинский и стоматологический кабинеты. Созданы модели взаимодействия участников образовательного процесса с целью проведения информационно-обучающих мероприятий. Проводится диагностика и мониторинг физиологических изменений и динамики состояния здоровья детей. Реализуя задачу вовлечения учащихся в процесс физического совершенствования, воспитывая сознательное отношение к непрерывному физическому совершенствованию, педагогический коллектив осуществляет поиск наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

      Здоровьесберегающие мероприятия. Успешным можно считать факт систематического проведения в дни школьных каникул спортивных соревнований, дней здоровья, подвижных игр на свежем воздухе. В рамках санитарно-гигиенического воспитания в классных коллективах проводятся уроки здоровья. Здоровье школьников в значительной мере определяется уровнем двигательной активности. Организованная в школе двигательная активность осуществляется в разнообразных формах: уроки физической культуры, занятия в спортивных секциях, спортивные игры, уроки двигательной активности на свежем воздухе для младших школьников, организация подвижных игр на переменах.

         Большое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья учащихся, внедрения здоровьесберегающих технологий, соответствия условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и родителей.               

                 Наиболее успешно был реализован план перехода школы в новое качественное состояние по следующим направлениям:

-  совершенствование работы по преемственности между ступенями обучения путем активного участия школьной психологической службы в данной проблеме, регулярного проведения педагогических консилиумов по вопросам преемственности и  организации внутришкольного контроля по предметам;

- обновление содержания образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования; изменения в технологиях обучения,

- использование новых информационных технологий;  

         Но говорить о полном решении заявленных целей и задач нельзя: необходимо активизировать работу по внедрению инноваций в деятельность школы, систематизировать внедрение информационных технологий, развивать общественное управление и внешние связи школы, доработать систему поощрения наиболее результативных учителей. У значительной части школьников не сформированы активная гражданская позиция, система ценностей здорового образа жизни и способность противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье. Возможности информацион- ных технологий не в полной мере используются учащимися как образова- тельный ресурс в учебной и  внеучебной деятельности. Большинство школьников не имеют практических навыков применения предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами деятельности в различных жизненных ситуациях.

         Основным результатом образования, как отмечается в программе модернизации российского образования, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Следовательно, необходимо также отслеживать результаты образования с точки зрения сформированности ключевых компетенций, искать пути их повышения.

        Всё это  и требует разработки Программы развития школы на 2013-2017 годы. На основе проблемно-ориентированного анализа образовательной ситуации в школе можно выделить следующие, наиболее актуальные для школы проблемы, на решение которых должна быть направлена  программа развития:

      Проблема первая –  обеспечение дальнейшего роста качества образования, оценка результатов образовательной деятельности школы.  Анализ результатов работы школы по показателю уровня обученности, качества обучения и воспитания показал, что идёт снижение качества образования.         

     Проблема вторая  - высокое число учащихся, имеющих отклонения в здоровье.

     Проблема третья  -  медленное внедрение в педагогическую деятельность новых образовательных педагогических  технологий, прежде всего информационно-коммуникативных, личностно-ориентированных, проектных.

    Проблема четвертая  – недостаточная эффективность в организации инновационной деятельности.   

     Проблема пятая – недостаточный уровень развития социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования (в том числе и платного), участия общественности в управлении школой.

     Проблема шестая -  необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения её воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся.

      Педагогический коллектив школы способен обеспечить высокий  уровень качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, формирования у школьников способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества.    

         Данную ситуацию возможно изменить при условии создания информационно-образовательного пространства, которое способно обеспечить выявление, развитие и  формирование личности, обладающей рядом ключевых компетенций в интеллектуальной,  общественно-политической, коммуникационной, информационной, социальной и других сферах.

          На  решение проблем, выявленных в ходе анализа, направлена  программа развития школы на 2013-2017 гг.

 

           IV. Миссия, направления, цель и задачи реализации программы развития школы   

            Школа видит свою миссию в подготовке учащихся к социальной жизни и профессиональной деятельности через повышение качества образования  и личностное развитие учащихся. Школу отличает демократичность и доброжелательное отношение к учащимся.  За время существования  школы в ней  сложились прочные традиции.

           Социально-педагогическая миссия школы состоит в  удовлетворении образовательных потребностей    обучающихся в обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптированных к любым изменениям в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.

         В настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированной на демократические ценности гражданского общества. Путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать социально ответственную, активную, творческую личность, гражданина и патриота. Данная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции, как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, использование активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Реализация указанной тенденции во многом зависит от способности учителя развивать собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания.

         Обучение может быть эффективно тогда, когда оно строится на методах и формах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит развитию его субъектности.

        Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:

- осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;

- доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;

- стремление к высокой  психологической комфортности для всех субъектов  педагогического процесса;

- стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

- атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;

- безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

- стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.

            Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- совершенствование системы самооценки деятельности образовательного учреждения с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;

- совершенствование системы внутришкольного управления  на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;

- ориентация содержания обробразовательного пространства,  реализации федерального и регионального компонента на основе приказа Министерства образования и науки РИ   «Об учебном плане общеобразовательных школ республики, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год» от 23 мая 2013 г, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений,  рекомендованного Министерством образования  и науки,что позволяет создать оптимальный уровень общей учебной нагрузки обучающихся.pазования на приобретение учащимися   основных компетентностей, особенно навыков  самоопределения и жизнеобеспечения в таких областях, как здоmargin-left:31.5pt;/ppровый образ жизни, толерантность, позитивное участие в общественной жизни, информационные коммуникации;

 

 

       

- развитие творческого потенциала учащихся, создание  социально-психологических и здоровьесберегающих условий для их  самообразования и самореализации, социального самоопределения личности;

- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование  потребности  ведения здорового образа жизни;

- создание системы диагностики и мониторинга образовательного процесса;

- обновление содержания образования, развитие и внедрение инновационных идей в образовательный процесс, освоение продуктивных педагогических технологий;

- повышение  профессионального мастерства педагогов и развитие их творческого потенциала.

 

 Цели программы:

    Создание оптимальной модели общеобразовательной школы,  способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем  обновления структуры и содержания образования, развития  практической направленности образовательных программ.

        Совершенствование  школьной социокультурной образовательной среды в условиях модернизации образования,  содействующей становлению каждого учащегося как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к постоянному совершенствованию себя; самоактуализации, саморазвитию, самореализации и самообразованию всех участников образовательного процесса.

 

Основные задачи программы:

1.     Определить порядок освоения продуктивных педагогических технологий на каждой ступени образования на основе диагностики социального заказа (анкетирования родителей), возможностей и потребностей  педагогов, социально-психологической  готовности учащихся к освоению новых программ и технологий.

2.     Сформировать пакет диагностических методик для проведения мониторинга   основных показателей процессов обучения, воспитания, управления в школе.

3.     Разработать систему обеспечения качества образовательных услуг.

4.    Определить пути эффективности управления учебно-воспитательным процессом в школе.

5.      Совершенствовать экономические механизмы в сфере образования, укреплять  материально-техническую базу школы для эффективной реализации данной программы.

 

 

V. Концепция новой школы 

          Концепция развития школы:

-  разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики России в области образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с государственными стандартами общего среднего образования, Концепцией модернизации российского образования, приоритетного национального проекта «Образование», инициативой Президента РФ «Наша новая школа», нормативными документами Министерства образлования и науки РИ и Уставом школы;

- предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, методической, организационно-управленческой сфер деятельности школы;

- исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он живет в том микросоциуме, которым является школа, поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но, прежде всего, - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.

        Основные задачи программы развития нашей школы – это анализ возможностей развития индивидуальных  способностей и  наклонностей личности в рамках  личностно-ориентированного образования  с использованием современных образовательных технологий и введения профильного обучения.  

         Основным средством реализации предназначения нашего учреждения является усвоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ, формирования  у них базовых ключевых компетентностей.

        Президент Российской Федерации в национальной образовательной инициативе «Наша новая  школа» сформулировал требования  к  современной   школе.   Модель  современной   школы  должна соответствовать целям опережающего инновационного  развития  экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

     Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

     У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

     Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.

     При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:

1.     Обновление образовательных стандартов.

2.     Система поддержки талантливых детей.

3.     Развитие учительского потенциала.

4.      Современная школьная инфраструктура.

5.      Здоровье школьников.

     Переход к Новой школе потребует специально выстроенной системы управления изменениями, а также обновления учебно-методических комплектов и методов обучения для реализации деятельностно-компетентностного подхода.

           Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Под компетентностью понимаем  способность к решению задачи и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

         Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция,  которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В концепции обозначено в качестве приоритета школьной системы  образования формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:

·        готовность к разрешению проблем,

·        технологическая компетентность,

·         готовность к самообразованию,

·         готовность к использованию информационных ресурсов,

·         готовность к социальному взаимодействию,

·         коммуникативная компетентность.

       Реализация ключевых компетентностей позволит выпускнику как гражданину успешно адаптироваться в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. Достижение   нового результата - формирования ключевых компетентностей - является  приоритетной задачей педагогического коллектива школы

     Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как:

·      российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации,

·       современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу  для решения новых   задач, стоящих перед человеческим обществом.

      Эти ценности закладываются в основу образовательной программы, которая состоит из предметных программ, школьных целевых  программ и программ воспитания и социализации,

      Разработанная  образовательная программа становится не только ключевым документом, но и свободной формой гражданского контракта между обществом (родителями в лице общественного совета) и образованием (педагогического коллектива школы) для обеспечения и гарантии качества образования. Она объединяет основные и дополнительные образовательные  программы, учебную и внеучебную деятельность для достижения стратегической цели - раскрытия и  развития  потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями (высокомотивированные и одаренные дети, дети с проблемами в  развитии  и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья).

 

       Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы  происходит  уже сегодня.

       Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.

        Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов:

- переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;

- переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;

- переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.

        Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Современная школа – школа правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности.

        Это направление предполагает особую работу в пространстве совместно распределенной деятельности, практике субъект-субъектных отношений, пространстве событийной общности, пространстве рефлексирующего сознания.

       

       Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты. Должна претерпеть изменения  роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.

       Материальная составляющая инфраструктуры школы направлена  на обеспечение физической и психологической безопасности.           

       Необходимо создать такие условия обучения в школе, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, была обеспечена возможность реализации в повседневной жизни школы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Модель школы информатизации предполагает использование информационной среды школы для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ-компетентностью.     

      

  

VI.   Предполагаемые результаты реализации программы 

1. Освоение эффективных образовательных технологий в деятельности школы,  совершенствование  используемых методов обучения и воспитания, 2.  Разработка школьных целевых программ,  как «Здоровье», «Неуспевающие учащиеся», «Патриотическое воспитание» поможет структурировать  подходы к содержанию образовательной деятельности школы   и привлечь  внимание к основным проблемам, требующим первостепенного решения.

3.  Создание условий для медико-психологического сопровождения  детей  будет способствовать  сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них потребности  в здоровом образе жизни, социальному и профессиональному самоопределению.

4. Программно-целевой подход к учебно-воспитательной работе школы позволит  определить главные  целевые  ориентиры в школы и повысит уровень интеллектуального, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка через разработку соответствующих мероприятий.

5. Повышение  профессионального мастерства педагогов  будет способствовать повышению качества обучения и воспитания школьников, внедрению личностно-ориентированного образования,  что в конечном итоге приведет к созданию оптимальной модели общеобразовательной школы,  способствующей максимальному раскрытию  творческого потенциала педагогов и учащихся, сохранению и укреплению  их здоровья.

 6. Проведение диагностических и мониторинговых исследований образовательного процесса позволит своевременно выявлять и устранять недостатки и сбои в организации педагогической и учебно-воспитательной деятельности.

7. Укрепление  материально-технической  базы школы будет способствовать  эффективной реализации данной программы.

 

 

  VII.   Предварительные расчёты по ресурсному обеспечению программы развития

 

№ п/п

 Программные мероприятия

Источники финансирования

1.

Освоение новых образовательных технологий, приобретение учебников и методической литературы.

Внебюджетные средства

4.

 Организация  диагностики и   мониторинга   основных показателей процессов обучения и воспитания в школе.

Внебюджетные средства

5.

Проведение программных мероприятий для детей.

Внебюджетные средства

6.

Повышение квалификации педагогов,  поощрение за освоение новых технологий.

 

7.

 Приобретение  новых компьютеров и мультимедийного оборудования к ним.

Бюджетные средства

8.

Приобретение спортивного инвентаря  

Бюджетные  средства

9.

Приобретение современного оборудования,  наглядных пособий  для кабинетов  русского языка, химии, биологии, физики, начальных классов.

 Бюджетные   средства

 

10.

Приобретение современного оборудования для кабинета психологической  помощи. 

Бюджетные   средства

 

11

Приобретение современного оборудования для столовой школы

Бюджетные и внебюджетные средства

 

 

 

 

 

VIII.  Этапы реализации Программы развития школы 

2013учебный год

 

1. Создание образовательной программы, в том числе необходимых локальных актов и других нормативных документов, регулирующих развитие и функционирование каждой ступени школы.

2.  Освоение эффективных образовательных технологий:

- внедрение в образовательную практику старшей школы профильного обучения и использования интерактивных методов обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе методов дифференцированного обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления.

3. Разработка целевых  программ  «Неуспевающие учащиеся» и «Здоровье».  

4. Формирование пакета диагностических методик для мониторинга   основных показателей процессов обучения и воспитания в школе.

5. Укрепление материально-технической базы школы для эффективной реализации данной программы в соответствии с задачами.

 

 

2013-2014 учебный год

1. Внедрение в образовательную практику старшей школы профильного обучения и использования интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения;

- Изучение и использование в образовательном процессе методов дифференцированного обучения;

-  Изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления

2.  Приобретение современного  оборудования для кабинетов, спортивного зала в соответствии с потребностями школы.

3.  Организация   диагностики    и  мониторинга  образовательных  процессов в школе.

5.   Развитие деятельности органов  ученического  самоуправления, научного общества учащихся, школьной периодической печати, школьного сайта.

6. Анализ работы локальной  информационной среды в школе.

  

2014-2015 учебный год

1. Освоение эффективных образовательных технологий:

- внедрение в образовательную практику старшей школы профильного обучения и использования интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе методов дифференцированного обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления

2.  Приобретение современного  оборудования для   кабинетов, спортивного зала в соответствии с потребностями школы.

3.   Использование данных  мониторинга  образовательных  процессов в школе в совершенствовании деятельности школы.

4.  Развитие деятельности органов  ученического  самоуправления, научного общества учащихся, школьного сайта.

 

 2015-2016 учебный год

1. Освоение эффективных образовательных технологий:

- внедрение в образовательную практику старшей школы профильного обучения и использования интерактивных методов обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе методов дифференцированного обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления

2.  Приобретение современного  оборудования для  учебных кабинетов, спортивного зала в соответствии с потребностями школы.

3.   Использование данных  мониторинга  образовательных  процессов в школе в совершенствовании деятельности школы.

4.  Разработка следующего проекта

5.   Развитие деятельности органов  ученического  самоуправления, научного общества учащихся, школьного сайта.

 

2016-2017 учебный год

1. Анализ освоения эффективных образовательных технологий:

-  профильного обучения и использования интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения;

-   методов дифференцированного обучения;

- информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления

2. Анализ реализации целевых  программ  «Одаренные дети», «Неуспевающие учащиеся», «Здоровье».

3.  Анализ  данных  мониторинга  образовательных  процессов в школе для дальнейшего  совершенствования деятельности школы.

4.  Обобщение опыта работы лучших педагогов школы.

 

 

 

                                                 

Приложение 1

 Образ выпускника школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе

  Образ выпускника начальной школы (I ступень)

Обучающиеся, завершившие обучение на ступени начального образования должны:

—  освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками);

—  освоить общеобразовательные программы по отдельным предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования в основной школе;

—  овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

        Кроме этого при обучении и воспитании младших школьников I ступени необходимо учитывать нравственный потенциал (ценностный), который включает в себя восприятие и понимание таких ценностей, как «семья», и «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать плохие и хорошие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

Познавательный потенциал.

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Готовность к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал.

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность говорить и слушать; способность сопереживать.

Эстетический потенциал.

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде.

Физический потенциал.

Соблюдение режима для и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким.

    Образ выпускника основного общего образования (II ступень) (5-9 классы)

 

Обучающиеся, получившие основное общее образование, должны:

—  освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам учебного плана;

—  приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

—  овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

—  знать свои гражданские права и уметь их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей.

При обучении и воспитании выпускников 5-9-х классов следует учитывать

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «я», овладение приемами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социальные формы и способы самореализации и самоутверждения.

Познавательный потенциал

Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроках.

Коммуникативный потенциал

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, способность строить и вести неконфликтное общение в различных ситуациях.

Эстетический потенциал

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства.

Физический потенциал

Развитие физических качеств.

 

Образ выпускника 11 класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися в III ступени

Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование – это человек, который:

— освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана;

— изучил на повышенном уровне сложности (или углубленно) учебные программы по отдельным предметам;

— овладел основами компьютерной грамотности;

— знает свои гражданские права и умеет их реализовывать, уважать свое и чужое достоинство, собственный труд и труд других людей;

—  готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования;

—  способен к жизненному самоопределению и самореализации, может быстро адаптироваться к различного рода изменениям;

—  ведет здоровый  образ жизни.

 

При обучении и воспитании выпускников 10-11 классов следует учитывать

Нравственный потенциал

Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей.

Оценка своих реальных и потенциальных возможностей.

Познавательный потенциал

Наличие желания и готовность продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний.

Коммуникативный потенциал

Сформированность индивидуального стиля общения, владения коммуникативными умениями и навыками.

Эстетический потенциал

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты, проявление индивидуального своеобразия в восприятии мира.

Физический потенциал

Стремление к физическому совершенству, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.

 

 

Приложение 2

 Содержание и организация образовательного процесса

1 . Содержание и организация начального общего образования

Учебные программы, используемые в образовательном процессе школы

I ступени.

Согласно профессиональному выбору учителей, в соответствии с пожеланиями родителей  и особенностями детей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих программ и нововведений:

  Предшкольное образование

1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования и равных стартовых возможностей его получения при подготовке детей к обучению в школе.

2. Забота о здоровье детей, их полноценном физическом и психологическом развитии.

3. Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка дошкольного возраста.

 

— Организация учебного процесса в школе I ступени. Применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и проблемы.

  Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы. Успешность реализации поставленных в программе комплекса задач по обучению, развитию, воспитанию и сохранению  здоровья зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессиональную компетентную помощь младшим школьникам.

Для организации личностно-ориентированного учебного взаимодействия педагогики начальных классов применяют следующие приемы и методы:

—  приемы создания ситуации успеха;

—  актуализации обучающихся и интенсификации урока;

—  игровые ситуации;

—  методы диалога, диагностики и самодиагностики;

—  рефлексивные методы и приемы.

Для осуществления процесса обучения младших школьников использованы такие педагогические технологии:

—  методики развивающего обучения;

—  технология развития критического обучения, проблемного обучения.

 

 Содержание и организация внеучебной деятельности младших учащихся.

 Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей.

 

2 . Содержание и организация основного общего и среднего (полного) общего образования.

   Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана и соответствующий им набор учебных предметов.

Региональный компонент представлен  включением в учебный план уроков ингушского языка и литературы,истории религии        

Учебный план школы для 1 – 4 классов ориентирован на четырёхлетний нормативный срок освоения государственных программ и пополнение общего образования. В начальной  школе стратегической линией образования является развивающее обучение, которое направлено на формирование у младших школьников самостоятельности мышления, способности к саморазвитию.

На первой  ступени обучения решается задача всестороннего развития способностей и качественной подготовки учащихся для более успешного усвоения ими программ на второй ступени обучения. Особое внимание обращено на развитие навыков быстрого и выразительного чтения, на развитие устной речи. Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2-го класса.

Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний срок освоения государственных образовательных программ основного общего образования. По своей структуре учебный план для учащихся 5-9-х классов соответствует региональному базисному учебному плану с сохранением в необходимом объеме содержания, являющегося обязательным для обеспечения базового стандарта  обучения.

 

Учебные планы 10-11х классов имеют следующие особенности:

- так как учебная дисциплина «Основы безопасности    жизнедеятельности» внесена во все действующие государственные стандарты среднего (полного), общего, профессионального и высшего образования на ее изучение в 10-11 классах отводится по 1 часу.

                                                                                                                                                            

                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                       Приложение 3

 Приоритетные направления реализации   

  1. Внедрение и совершенствование методов оIбучения и воспитания, способствующих развитию у школьников стремления к успеху и ведению здорового образа жизни.
  2. Обученность и развитие учащихся II и III ступени как важнейшие компоненты образовательной программы.  
  3. Построение учебного процесса в 5-9-х и 10-11-х классах  на основе принципов индивидуального подхода к формированию личности школьника. На их реализацию направлены усилия педагогического коллектива.

        Наряду с традиционной классно-урочной системой и обычного содержания обучения планируется дальнейшее внедрение разных образовательных программ,   разработок межпредметных проектов, дальнейшее использование метода проекта для интеграции знаний различных предметных областей, развитие всех сторон личности, высокий уровень её функциональных возможностей.

         В школе используется технологии  традиционного обучения:

- объяснительно-иллюстративное  

- разноуровнего обучения  

 

Технологии развивающего обучения:

- развития критического мышления

- проблемного обучения  

- учебной дискуссии  

- информационно-коммуникативные технологии.  

 4.     Организация  планирования и осуществление комплекса мероприятий по реализации  инициативы Президента РФ «Наша новая школа», для чего предлагается:

- проведение работы по широкому внедрению в образовательный процесс информационных технологий, способствующих успешному усвоению ЗУНов учащихся;

- введение предпрофильного и профильного обучения,   создание учителями программ  курсов по выбору и элективных курсов. 

      Программа «Одаренные дети»  обеспечивает условия для работы учителей с одаренными детьми. Основная задача, которую ставит педагогический коллектив - выявить одаренных детей (по предметам) путем проведения олимпиад, интеллектуальных марафонов, выставок, экспертизы научных проектов  и других интеллектуальных игр.

  

 

 

 

 

Воспитательный компонент.

      Инновационные процессы в области воспитания предполагается направить на решение общешкольных задач по созданию условий для самореализации личности каждого учащегося через совершенствование системы внеклассных работ, дополнительного образования.

 Для решения этих проблем предполагается:

- овладение богатствами культуры, которые накоплены человечеством, развития способности к эмоционально-целостному восприятию мира, социума и себя в социуме;

- развитие системы самоуправления учащихся;

- путем различных внеклассных мероприятий создавать условия для развития таких значимых качеств личности, как дисциплина и ответственность, достоинство, порядочность, толерантность, креативность, рефлексию на свои поступки;

- предполагается привлечь родителей учащихся выпускников школы к работе по гражданскому воспитанию учащихся путем создания дискуссионных клубов по интересам;

-  уделить особое внимание работе с опекаемыми;

- планируется обратить  внимание на важность работы психологической службы, социального педагога для планомерной и своевременной диагностики с целью предупреждения негативных явлений в обучении и воспитании.

        Реализуя приоритетные направления  инициативы Президента РФ «Наша новая школа»,  предполагается:

 - создать систему многоуровневой работы с родителями.

     Реализуя программы «Патриотическое воспитание школьников», предполагается решение ряда задач по формированию подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества, готовность к его защите, а также помощь и забота о людях старшего поколения,  ветеранах Великой Отечественной войны.      

   Здоровье учащихся как один из компонентов образовательной программы школы.

Ориентируясь на инициативу Президента РФ «Наша новая школа» для создания условий по спортивно-массовой и оздоровительной работе, необходимо уделять больше внимания проблемам здоровья школьников, формирования здорового образа жизни и нетерпимости ко всему, что называется человеческими пороками. Для этого:

- дать необходимый минимум знаний в области гигиены; формировать половое самосознание учащихся;

- планировать ежегодный медосмотр и санацию зубов школьников;

- составлять расписание уроков только в соответствии САНПИНами, где исключить случаи нетрадиционного распределения учебных занятий;

- устранить перегрузку домашними заданиями и предотвратить утомляемость школьников на уроках (проводить физкультпаузы, гимнастику для глаз, переключение на различные виды деятельности);

- более эффективно использовать спортивные залы, футбольные поля во внеучебное время;

- считать проблему организации горячего питания одной из самых важных стратегических задач, от решения которой зависит здоровье будущего поколения;

- ежегодно планировать мероприятия по летнему отдыху и оздоровлению учащихся (в том числе опекаемых); планировать открытие лагеря дневного пребывания учащихся 1-6 классов. 

 

  

                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                 Приложение 4

 

Профессиональное развитие педагогического коллектива 

1.  В школе ведется планомерная работа по повышению профессионального мастерства педагогов: систематическое прохождение курсовой подготовки, своевременная аттестация, участие учителей в школьных и районных семинарах, работа над избранной темой самообразования. Планируется уделить особое внимание обобщению педагогического  опыта работы успешных учителей. 

2. Профессиональное развитие учителей и педагогического коллектива

 

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.

Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений учителей.

Ежегодно

Директор, зам. директора, руководители ШМО

2.

Повышение квалификации и переподготовка кадров.

По мере необходимости

Зам.директора по УВР

 

3.

Работа педагогов по самообразованию.

Ежегодно

Зам.директора по УВР

 

4.

Участие учителей в работе ШМО, педсоветах, семинарах.

Ежегодно

Зам.директора по УВР

 

5.

Организация курсов по обучению учителей компьютерной грамотности.

Ежегодно

Зам.директора по УВР

 

6.

Создание проблемных творческих групп учителей.

По мере необходимости

Зам.директора по УВР

 

7.

Взаимопосещение уроков и внеурочных мероприятий.

По плану работы школы.

Зам.директора по УВР, ВР, руководители ШМО

8.

Работа с молодыми специалистами.  

Ежегодно

Зам.директора по УВР

9.

Подготовка педагогов к участию в экспериментальной и инновационной деятельности.

Ежегодно

 Зам.директора по УВР

 

10.

Проведение  конкурсов учителей и участие в  профессиональных конкурсах

Ежегодно

 Зам.директора по УВР

 руководители ШМО

13.

Систематизация работы по выпуску «Методических стенгазет» по итогам предметных недель и других мероприятий.

По мере необходимости

Зам.директора по УВР

Руководитель ШМО 

14.

Повышение роли школьного кабинета в УВП. Смотр кабинетов.

Ежегодно

Директор, зам.директора по УВР, зав.кабинетами

15.

Проведение тренингов, анкетирования, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов.

ежегодно

Психолог, социальный педагог

16.

Разработка  рабочих образовательных программ

По мере необходимости

Зам. директора по УВР

учителя

17.                  

Участие педколлектива в пополнении «Банка идей» к перспективному плану развития школы»

ежеквартально

Зам. директора по УВР, Члены МС 

 

        Кроме традиционных ШМО в школе планируется создание  профессионально-педагогических объединений, в которых будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими профессиональными затруднениями.  Текущая работа осуществляется методическим советом школы.

 

                                                                                                                                                                                          Приложение 5

 

 

 Структура управления школы, органы самоуправления.

Свою управленческую деятельность администрация школы строит на следующих принципах организации совместной деятельности: принцип целевой гармонизации (согласование и принятие общих целей), оперативность и конкретность, принцип консенсуса (учет мнения всех членов коллектива).

Основные механизмы реализации годового плана школы: выбор приоритетных направлений, мониторинг, коллективный анализ (обсуждение) результатов.

Общие подходы к управлению:

  1. Планирование. Осуществляется на основе проблемно-ориентированного анализа и оформляется в виде годового плана. С целью планирования стратегического развития школы создана Программа развития на 2013-2017 годы.
  2. Организация. Осуществляется через заместителей директора и руководителей методических объединений.
  3. Руководство. Осуществляется с учетом мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретных участников. Культивируются (групповые) и индивидуальные отношения, совместная выработка стратегии, совместное принятие решений.

 

  1. Контроль. Целостный процесс, который обеспечивает системный анализ и коррекцию деятельности всех участников образовательного учреждения при условии толерантности и уважения личности. С одной стороны внутришкольный контроль – это комплексная диагностика педагогического коллектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей, с другой – контроль процесса формирования программных знаний, умений и навыков учащихся.

В школе создан Управляющий Совет - коллегиальный орган государственно-общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой. Возглавляет работу Совета Барахоева Лида Муссаевна .

Четыре раза в год проходят общешкольные родительские собрания. Действуют родительские комитеты классов.

В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста преподавателей, в школе действуют Педагогический совет, Методический Совет, методические объединения и творческие группы учителей.

Кроме того, в каждом классном коллективе существует актив класса как орган классного самоуправления.

 

 

 

/p Зам.директора по УВР

/p